Итак, сегодня вместо того, чтобы писать что-то осмысленное статью о Гирландайо, ко мне пришли мысли о Ганнибале. И я не хочу приводить доказательства - кто выжил, кто не выжил, и т.п. Я хочу поговорить о религиозных мотивах и совсем чуть-чуть об искусстве и эстетике.
И начнем с очевидной параллели.-




"Видишь?" - с этого начинается сериал, на этом он и заканчивается, и на мой взгляд это более чем гениально. Я, как человек более-менее связанный с искусством и читающий нужную литературу,черт бы ее побрал знаю, что такое видеть. "Ганнибал", обладающий неоспоримо сильной визуальной составляющей и постоянно обращающийся к миру искусства, просто не мог обойти этот момент. Видеть - это выбирать на что смотреть (с. Джон Бергер). Ты видишь только то, на что смотришь. А Уилл у нас в этом сериале чуть ли не единственный зрячий, только вот в начале повествования он смотрит. но не видит, (не хочет видеть),он все время констатирует факт, залезает в шкуру преступника,но абстрагируется от него, просто рассказывает и, как правило, не выражает своего мнения, просто описывает то, на что смотрит. В конце сериала - он делает выбор. И это его "it´s beautiful" не что иное, как утверждение - теперь я вижу, я сделал выбор, я вижу и я могу выразить свое мнение по этому поводу. Во втором сезоне Ганнибал позволил ему увидеть себя, но Уилл этой возможностью не воспользовался, не принял его, и в конце сезона слова Ганнибала о подарке - это тоже самое - смотришь, но не видишь.

Но делает выбор не только Уилл, Ганнибал - тоже. На самом деле, образ Ганнибала в этом сериале - что-то невероятное. Это не просто дьявол во плоти, это нечто большее. Но даже этот образ сатаны, греха - не однообразен. В первом сезоне, когда он готовит торжественный ужин, звучит ария Мефистофеля. Это хорошее сравнение. Ганнибал, как и Мефистофель, виртуозно меняет маски и со своими гостями - он остроумный джентльмен, он философ и хороший специалист своего дела с Джеком, и он, в каком-то смысле, наставник для Уилла. Далее, в третьем сезоне, Долархайд начинает сравнивать его с чистым злом. 666 и красный дракон сольется с дьяволом и ... Не сольется. Красный дракон в данном повествовании играет роль антихриста. Он явно противопоставляется Уиллу, который ( и много думать не нужно) в данном контексте олицетворяет Мессию (достаточно вспомнить слова Прайса: "Христос любит рыбаков" или копнуть глубже и вспомнить о жизни Мессии (но тут подробности я приведу позже)).Так вот, интересно то, что Долархайд противопоставляется не только Уиллу, но и Ганнибалу (хотя Ганнибал - дьявол, чистое зло).. и тут уже смысл приобретает название финальной серии - "Гнев агнца". Казалось бы - оксюморон. Агнец, олицетворяющий жертву и Христа, не может гневаться, но в третьем писании от Исайи говорится нечто совсем иное, всем известные слова " Когда лев возляжет с агнцем....". Кто такой агнец мы знаем, но кто такой лев? Лев - одно из имен Христа. Лев - одно из имен дьявола.( От такого совпадения была немалая путаница в переводе Библии, кстати). А когда наступит конец света - лев и агнец станут одним целым. И Уилл с Ганнибалом становятся.

Гнев агнца здесь не только гнев Уилла, это и гнев Ганнибала. Уилл, наконец, увидевший Ганнибала, переходит в тень, а Ганнибал, спокойно принимающий падение и обнимающий Уилла вместо того, чтобы хоть немного сопротивляться, принимает свет. И это очищение. Очищение не только потому, что вода символ Христа и т.п. нет. Гнев агнца касается только Долархайда, человека, который думал, что близок к Дьяволу/Богу, а на деле - ничто. Именно таких людей прежде всего коснется кара Господня. "Гнев Агнца - станет огнем пожирающим". Нам показали как Долархайд сгорает. Но Ганнибал остается рядом с Уиллом.... "Лев и агнец изображенные вместе являются символом рая", "Царствие - не для грешников, а для тех, кто отказывается быть таковыми". Ганнибал в каком-то смысле отказывается, принимает выбор Уилла. Со стороны Уилла - это и жертва и спасение одновременно. Но это не смерть. Достаточно вспомнить заключительный роман Харриса и жизнеописание Мессии. "....будет кротким и сострадательным, будет предан, невинно осужден, пострадает, пронзен (копьем), будет погребен в новом гробе, во время его распятия наступит тьма. Потом Мессия сойдет в Ад и выведет из него души людей, после чего он воскреснет из мертвых <...> плодом его искупления станет духовное обновление верующих и излияние на них Благодати..".

Если вспомнить, что Уилл у нас вобрал в себя образ Старлинг, мы можем с уверенностью сказать, что он будет тем, кто выведет Ганнибала из темноты. " Ты изменил меня, но и я изменил тебя". Они стоят на разных берегах и никто не перейдет на чужую сторону.Они просто встретятся в середине.




На самом деле, можно еще долго размышлять и о женщине одетой в солнце, но я уже не могу печать с планшетника и пойду писать модерн!ау по Парусам)))